Личным опытом покорения чужих территорий с "PLAY" поделились некоторые из русских музыкантов, уже попробовавших сделать свою музыку свободно конвертируемой.
Зарубежные достижения Сергея Лазарева пока относительны: его сингл "FAKE" добрался до 14-го места в клубном чарте "Music Week". Тем не менее, экс-солист "Smash!!" считает западный рынок своим приоритетом, следуя четко разработанной стратегии его завоевания.
- Зачем русским артистам покорять Запад или хотя бы пытаться это сделать? Другие деньги или творческие возможности?
- Это просто новые просторы. Зачем люди в космос летают? Чтобы на Землю сверху посмотреть. А для нас западный рынок — тот же космос: новые пространства, новые возможности, новая аудитория. Безусловно, там другие деньги и другой бизнес, но деньги ТУТ не главное — хочется глотнуть чего-то нового. Хотя для творческого человека важны и моменты славы, реализация амбиций.
- У нас ведь престижно хвастаться какими-то успехами на Западе, хотя бы выдуманными. Вот группа «На-На» в Америке ничего не добилась, что не помешало Бари Алибасову...
- ...говорить, что у них там все супер-пупер. Когда начинался проект Smash!! папа Владика Топалова был в хороших отношениях с Бари, и я тоже слышал эти истории. На самом деле в определенных кругах „На-На" действительно были довольно известными, и на тот момент — какой был год, девяносто какой-то? — эта поездка в Америку для российских артистов, наверное, была некоторым достижением. Но не настолько весомым, как о том рассказывал Алибасов.
- Каков вообще механизм проникновения наших на Запад? Нужно выкладывать музыку в Сеть, искать продюсеров или заключать контракты с филиалами иностранных звукозаписывающих фирм?
- По-разному бывает. Один путь — через рекорд-компании. Если ты заключил контракт с московским представительством мейджора, твоя музыка может заинтересовать другие филиалы, как у Smash! было с “Universal”. Филиалы постоянно обмениваются локальным репертуаром - другое дело, что за рубежом к нему могут остаться равнодушными. Этот путь оказался успешным для «Тату» и отчасти для “Smash!!”, которым заинтересовались в Юго-Восточной Азии. Другой вариант — общаться напрямую с западными независимыми лейблами. Так было, например, с группой “О-Zone”. Инди-лейблы выигрывают за счет своей активности, мобильности. Проблема больших корпораций вроде “Sony ВМС” и “Universal” в том, что они очень массивны и неповоротливы. Они делают все очень долго, не успевая иногда за конъюнктурой рынка. Пока гиганты раздумывают, маленькие компании мгновенно печатают тиражи, и можно быстро оценить, пошел продукт или не очень. Еще один путь — сотрудничество с известным музыкальным продюсером: в этом случае можно «выстрелить» за счет одной - двух. удачных песен, а потом уже с тобой подписывается контракт.
- Обязательно ли петь на английском?
- Я считаю, что да. Прорывы, как у “O-Zone” с их румынским, встречаются очень редко. Ну, прикольно звучит, но подобные «фишки» недолговечны. Только одна песня у них и стрельнула. Чтобы закрепиться всерьез и надолго, нужно петь на языке страны, где раскручиваешься, то есть па английском. Многие звезды записывают специальные французские или испанские версии своих песен для соответствующих рынков, но в основе все же английский. Русский не прокатит — его не поймут и не примут, хотя к русским за границей сейчас больше уважения и интереса, чем раньше.
- Важно ли русским артистам сохранять на Западе какую-то национальную самобытность? Будут ли слушать хорошо сделанную кальку с западных проектов?
- Главное — найти правильный репертуар. Песни — это основное Можно запеть русские народные песни в какой-то обработке, но долго на Западе с таким материалом не продержишься. Я буду всегда оставаться русским, но петь собираюсь просто хорошие песни — независимо от национального колорита. Мне больше нравится, когда узнают сначала песню, а потом артиста, чем когда везде мелькает человек, ни одного произведения которого не вспомнишь, как у нас часто получается.
- У кого, по-твоему, больше шансов добиться успеха за границей — у поп-проектов или у «альтернативы»?
- Я могу сказать, что на Западе всего хватает. Тут не угадаешь и не просчитаешь заранее — нужно делать то, что ты хочешь, и пытаться заразить этим бизнес-партнеров и публику. Если ты уверен в своей музыке, это сразу видно и это цепляет. У «Тату» сработала не только музыка, но и имидж. Их же никто не хотел брать, пока они не продали МИЛЛИОН ДИСКОВ в РОССИИ и в Восточной Европе.
- От чего зависит география покорения дальнего зарубежья? Почему “Smash!!” отправились в Юго-Восточную Азию, «ВИА Гра» в Японию, а Руслана в Восточную Европу?
- Это зависит от того, в каком регионе появляется спрос па ту или иную музыку. Нас выбрал гонконгский филиал “Universal”. В Корее наша песня “Freeway” возглавляла чарты.
- Но ведь пока не завоюешь англоговорящий рынок, все эти успехи можно считать локальными.
- Да, так оно и есть. Поэтому сейчас я конкретно «бью» в Англию. Это второй после Америки музыкальный рынок.