Вадим Пономарев: MTV RMA 2007: четвертый провал кряду
«В России окончательно установился продюсерский диктат. Для независимого артиста попасть в топы, минуя крупные лейблы или мейджоров, уже фактически невозможно. Необходимо иметь продюсерский контракт. Все до одного молодые имена висят на таком контракте. Только через контракт с лейблом возможно попасть в радиоэфир или телеротацию. Телеканалы просто не разговаривают с независимыми артистами или мелкими продюсерами. Им нужен звонок от Ивана Иваныча – дескать, это мой артист. Все Иван Иванычи между собой плотно знакомы, так что мимо не проскочишь и не перехитришь с кондачка.»
5 октября 2007, 08:49
Премия одного из двух основных музыкальных каналов в России – это единственная возможность подведения итогов года в большом шоу-бизнесе.
У них такая же ценность, как у кинематографистов «Ника» и «Золотой орел». А у литераторов – «Букер» и «Триумф». В шоу-бизнесе это премии Муз-ТВ и MTV RMA. Чем же порадовала только что завершившаяся церемония MTV?
Это была четвертая по счету премия этого канала. И надо признаться, что каждый год «MTV Россия» словно борется сам с собой, чтобы сделать ее все провальнее и провальнее. Казалось бы, после жуткого шатра на Васильевском спуске в позапрошлом году и полупустого Ледового дворца Санкт-Петербурга в прошлом году предостаточно поводов для оргвыводов. На пресс-конференции перед премией первые лица канала били себя в грудь и клялись в том, что все ошибки учтены.
Интрига тут еще и в том, что главный конкурент MTV – это как раз канал «Муз-ТВ», и его ежегодные премии проходят на высочайшем уровне. Журналисты и вообще общественность хвалит премию Муз-ТВ, не забывая при этом пнуть постоянный бардак и самодеятельность в организации MTV RMA. Конечно, все это страшно не нравится руководству MTV. Именно поэтому все на той же пресс-конференции была придумана даже целая теория о том, что MTV RMA – это и есть настоящая премия, дескать, а премия конкурирующего канала – так, хороший сборный концерт, да и только.
Эти слова журналистами были встречены с иронией. И, как оказалось, не зря.
Недавно в новеньком Ледовом дворце на Ходынке прошел концерт Black Eyed Pease, и прошел на отвратительном звуке. Предчувствия по поводу MTV RMA в этом ангаре для хоккея оказались пророческими. Звук если и был, то в наушниках телетрансляции. В самом зале даже при поголовной фанере (исключая заморскую гостью Avril Lavigne) достичь хоть сносного звука так и не удалось. Для музыкального канала – а это все-таки не кулинарный какой-нибудь канал – пощечина страшная.
Кстати, о фанере. Странно, конечно, что плюсовую фонограмму поощряет MTV. Но в конце концов, он у нас не настоящий, а партнерский. Принадлежит нашим же и платит за лицензию. Однако обещали сделать живой звук всем, кто того захочет. И вот смотришь – один поет под фонограмму, другой… Словно все артисты сговорились, на радость музыкальному каналу. Хотим, дескать, петь под фанеру, уж прости нас, MTV-батюшка…
Хватало и мелких неурядиц. Многочисленных журналистов запихнули в узкий пенал коридора – помирать от клаустрофобии. В зал почти никого не пустили, так что большинство журналистов смотрели церемонию по… телевизору. А в зале творилось всякое: то объявят одного, а выйдет другой; то музыку не вовремя включат. То музыку включат вовремя, а микрофон рок-группе – не вовремя. Если бы не импровизационный талант ведущего Павла Воли, грудью бросавшегося на все мыслимые и немыслимые дыры, совсем печально смотрелось бы. Номинации: все на своих местах
Действительно, кто же поспорит, что лучшим дебютом стало «Серебро», после такого первого в жизни выступления на «Евровидении»?
Но надо отдать честь MTV – выбор номинантов почти не внушал опасений. За исключением никому не известного певца Воробьева сразу в нескольких номинациях, остальные герои были на своих местах. Ну разве что кандидатуры на лучшую исполнительницу попахивали клиникой Кащенко – МакSим, Лера Массква, Бьянка, Вика Дайнеко и Лена Терлеева хорошие певицы. Но вот чтобы так, в лучшие… Это буйная фантазия, однако стоит вспомнить, что сия номинация вообще в российском шоу-бизнесе попахивает чертовщиной, после того как Алла Пугачева фактически отошла от дел. Вспомним, как лучшей исполнительницей стала когда-то некая певица Жасмин («обойдя» Земфиру).
В остальных номинациях, повторюсь, все смотрелось красиво. Все на своих местах. И результаты голосования (если верить тому, что это именно результаты зрительских эсэмэсок) получились очевидными. Настолько очевидными, что даже неинтересно. В пресс-центре, которым обозвали узкий фрагмент коридора, журналисты угадывали победителя едва ли не хором.
Действительно, кто же поспорит, что лучшим дебютом стало «Серебро», после такого первого в жизни выступления на «Евровидении»? Нет никаких сомнений, что после оглушительно огромного объема продаж певица МакSим – лучший поп-проект года. И группа «А-Студио» давно заслуживала звания лучшей поп-группы. И «Би-2» благодаря удачному «Молоку» хоть на один год дала передышку группе «Звери» как многолетне лучшей рок-группе.
Все так и есть.
Конечно, настораживали разные нюансы. Почему-то за пару недель до премии вдруг решительно отказался ехать на нее Сергей Лазарев. Важные-де концерты у него в провинции. Теперь-то понятно, отчего он не хотел ехать. Нюхом чуял, что не дадут ничего. Очень странно, что при получении второй матрешки Дима Билан вдруг сказал, что у него это третья. И не поправился. Зная, насколько Дима сейчас переутомлен, остается только предположить, что Билан знал уже про все три матрешки, которые ему должны вручить. Хотя знать не должен был.
Очень оживленно за кулисами комментировали обычно малозаметную номинацию «Реалтон года». Тут никаких номинантов нет, победитель определяется обычным бухгалтерским подсчетом лидеров по скачиванию. Так вот, неизменные много лет «Черные глаза» наконец-то уступили лидерство новому мегахиту «Ты меня любишь? Ага!». Опуская крайне интересную предысторию появления этой песенки (там был советский «Артек» 60-х, пионерское детство и т.п.), стоит сказать о другом. Дело в том, что песня стала столь популярной после появления на «Русском радио», в исполнении диджея этого радио Андрея Чижова. Но он не озаботился авторскими правами. А вот DJ Slon нашел автора, живущего ныне в Израиле Алексея Шамуилова, и тот подписал передачу прав на него. В результате приз на MTV RMA пришли забирать DJ Slon и «Ангел-А», авторы не самой популярной версии. Таковы гримасы авторского права, и ничего не поделаешь.
Шоу-бизнес наш, и только наш
За сухим списком победителей всегда интересно увидеть тенденции. Куда движется шоу-бизнес, с чем и зачем. Премия MTV RMA хороша как раз тем, что наглядно видно почти все. Скажем, с распадом Smash!! появилась надежда, что у нас прибавилось сразу два молодых отличных вокалиста – Сергей Лазарев и Влад Топалов. Теперь очевидно, что оба артиста забуксовали. Лазарев увлекся никому не нужными аутентичными песнями на английском, а Топалов никак не найдет свой хит. Оба исчезли из топов, а жаль.
Зато усилиями вдруг всплывшего на поверхность безмерно талантливого Макса Фадеева появился отличный танцевальный проект «Серебро». Уже сейчас на вечеринках в разных казино я вижу множество подражателей «Серебру», что говорит о точности угадывания – такой проект востребован. Та же история, только от обратного, происходит с МакSим. У певицы явно отсутствовал продюсерский внешний замысел, однако страдальческие девичьи песни нашли своего адресата – МакSим не только побила все рекорды по продажам альбома, но и заняла пустующую нишу девчачьих охов и вздохов.
Однако пример МакSим – то исключение, которое только подтверждает правило. В России окончательно установился продюсерский диктат. Для независимого артиста попасть в топы, минуя крупные лейблы или мейджоров, уже фактически невозможно. Необходимо иметь продюсерский контракт. Все до одного молодые имена висят на таком контракте – Бьянка, Воробьев, Задорожная, «Челси», «Серебро», Терлеева, «Банд’Эрос» и т.д.
Только через контракт с лейблом возможно попасть в радиоэфир или телеротацию. Телеканалы просто не разговаривают с независимыми артистами или мелкими продюсерами. Им нужен звонок от Ивана Иваныча – дескать, это мой артист. Все Иван Иванычи между собой плотно знакомы, так что мимо не проскочишь и не перехитришь с кондачка.
Такие нынче времена.
Итоги MTV RMA 2007:
Лучший дебют – Serebro (также номинировались Стася, Алексей Воробьев, Бьянка, «Челси»).
Лучшая композиция – Дима Билан «Невозможное возможно» (также номинировались Serebro «Song Number One», МакSим «Знаешь ли ты», A'Studio «Еще люблю», Лена Терлеева «Солнце»).
Лучший хип-хоп-, рэп- и R’n’B-проект – Бьянка (также номинировались «Банд'Эрос», Лигалайз, Тимати, Серега).
Лучшее видео (победителя выбирал экспертный совет) – «Сплин» «Скажи, что я ее люблю» (также номинировались «ВИА Гра» «Цветок и нож», Serebro «Song Number One», «Дискотека авария» и Жанна Фриске «Малинки», A'Studio «Еще люблю»).
Лучший рок-проект – «Би-2» (также номинировались «Сплин», Tokio, «Город 312», «Звери»).
Лучший исполнитель – Дима Билан (также номинировались Сергей Лазарев, Дмитрий Колдун, Алексей Воробьев, Серега).
Лучшая исполнительница – МакSим (также номинировались Лера Массква, Бьянка, Вика Дайнеко, Лена Терлеева).
Лучший поп-проект – МакSим (также номинировались Сергей Лазарев, Дима Билан, Serebro, «Чили»).
Лучший зарубежный артист – Аврил Лавин (также номинировались Джастин Тимберлейк, Кристина Агилера, Мика, Ферджи).
Лучшая группа – A'Studio (также номинировались «ВИА Гра», «Банд'Эрос», Tokio, «Сплин»).
Артист года – Дима Билан (также номинировались Сергей Лазарев, «ВИА Гра», A'Studio, МакSим).
Спецпризы (победителя выбирал экспертный совет):
Лучший реалтон – DJ Slon и «Ангел-А» за реалтон «А ты меня любишь? Ага!».
Легенда MTV – «Мумий Тролль».
Артист VH1 – «Моральный кодекс».
«Живи» – фонд Чулпан Хаматовой «Подари жизнь».
Открытие MTV – Алексей Воробьев.